«Пассажир при посадке в поезд дальнего следования обязан предъявить надлежащим образом оформленный проездной документ (билет), документ, удостоверяющий личность» — из Правил РЖД. С юридической точки зрения: имеет ли право проводник пассажирского вагона ТРЕБОВАТЬ предъявления удостоверения личности, по которому был приобретён проездной документ? Или таким образом руководство РЖД толкает своих работников на противозаконные действия?

Ответ эксперта

20 января 2011

 Здравствуйте! Согласно Положению о паспорте гражданина Российской Федерации, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 08.07.1997 г. № 828 паспорт гражданина Российской Федерации является основным документом, удостоверяющим личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации. Этим Положением (п. 22) запрещается изъятие у гражданина паспорта, кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, однако это не запрещает проводнику требовать у пассажира предъявления паспорта.

 Данная процедура связана с тем, чтобы убедиться, что оказываемая по договору железнодорожной перевозки в дальнем следовании услуга оказывается надлежащему лицу. Подтверждение этому Вы можете найти в Решении Верховного Суда РФ от 25.03.2008 г.: http://www.supcourt.ru/stor_text.php?id=20184612 .

Обратим особое внимание на ФЗ «О транспортной безопасности» от 09.02.2007 г. В целях осуществления мер по обеспечению транспортной безопасности создается единая государственная информационная система обеспечения транспортной безопасности, формирующаяся в том числе при осуществлении железнодорожных перевозок в дальнем следовании (пп. 1-2 ст. 11 указанного ФЗ). При отсутствии документа, удостоверяющего личность, пассажир к посадке в поезд дальнего следования не допускается (абз. 3 п. 29 Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности – утверждены Постановлением Правительства РФ от  02.03.2005 г. № 111). Установленное абзацем 3 пункта 29 Правил требование не может рассматриваться как нарушение прав гражданина[1]. Право на проезд у пассажира возникает в связи с заключением договора перевозки на условиях, которые определены транспортными уставами, кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами[2].

Таким образом, руководство РЖД не толкает своих работников на противозаконные действия. Напротив, их действия законны и обоснованны, продиктованы исключительно заботой о безопасности и желанием убедиться, что услуга оказывается надлежащему лицу.

[1] Решение Верховного Суда РФ от 25.03.2008 г. http://www.supcourt.ru/stor_text.php?id=20184612

 

[2] Там же. 

Источник: faq.pravo.ru